В журнале "Ученый совет" № 1, 2013 опубликована статья А.Ю. Долгова "О российских корнях мировой социологии: Питирим Сорокин и его идеи". Статья была подготовлена в связи с памятной и трагической датой в российской истории. В 2012 г. исполнилось 90 лет "философскому пароходу". В 1922 г. Питирим Сорокин также покинул Россию...

О российских корнях мировой социологии: Питирим Сорокин и его идеи

Долгов Александр Юрьевич

This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

В современном мире знания об обществе, о механизмах и закономерностях его функционирования представляют собой огромную ценность. Социология – одна из фундаментальных наук об обществе способна дать такое знание. И можно по праву утверждать, что огромный вклад в развитие этой науки внес наш соотечественник Питирим Александрович Сорокин (1889–1968). В судьбе этого человека отразились все узловые и трагические моменты истории XXвека. Но очевидно и то, что хотя родился и вырос он в простой деревенской глуши, имя его сегодня известно всему мировому научному сообществу, а его идеи оказали заметное влияние на развитие общественных наук.

Родился Питирим Сорокин в селе Турья Вологодской губернии (ныне Республика Коми). В раннем детстве лишился матери, позже вместе с братом ушел от пьющего отца. Жизнь с самого рождения преподносила ему тяжелые испытания, но жизнь, как позже писал Сорокин, какой бы она не была, оставалась самым дорогим сокровищем. Гений из глубинки, проделав «путь Ломоносова», закрепился в Санкт-Петербурге, параллельно с обучением и научной деятельностью вел активную политическую и общественную деятельность в партии социалистов-революционеров, достиг определенных карьерных успехов (был редактором нескольких газет, занимал пост секретаря по науке А.Ф. Керенского, избирался в Учредительное собрание). Позже, разочаровавшись в политической деятельности, он откажется от нее в пользу науки. Ведь именно наука, а не политика, по его мнению, может искренне служить целям развития общества. Как настоящий ученый Сорокин в своих работах всегда писал о том, что считал соответствующим истине. Он жестко критиковал революцию и политику большевиков за пагубные социальные последствия. В ответ с критикой «псевдонаучных» идей Сорокина выступил сам В.И. Ленин. Революционный маховик не пощадил ученого. 24 сентября 1922 г. Питирим Сорокин поездом был выслан из России, став частью исторического события, которое в широком смысле можно назвать «философский пароход». Он остался жив, но навсегда был изгнан из России, и его имя еще долгое время было под запретом как и сама наука социология. Талантливый и многообещающий ученый и педагог отныне станет развивать свои идеи в другой стране, но всегда будет помнить России, хотя на родине его назовут предателем.

Сорокин сделал многое не только для развития социальной теории, но также и для институционализации социологии. Еще в Санкт-Петербурге он успеет внести вклад в организацию этой науки на посту руководителя кафедры социологии Санкт-Петербургского университета. Но основную работу по развитию социологии ему будет суждено сделать в США. В 1930 г. в Гарвардском университете он основал Департамент социологии, который он возглавлял до 1942 г. Под его руководством американская социология получила многих известнейших ученых-обществоведов. Учениками и слушателями лекций Сорокина были представители будущей научной, политической и бизнес-элиты США. Но, к сожалению, Сорокин не создал собственной научной школы, поэтому его идеи не выдержали конкуренции с более популярным направлением структурного функционализма в лице, прежде всего, Толкотта Парсонса, с которым у Сорокина были весьма натянутые отношения.

Питирим Сорокин является автором нескольких фундаментальных социологических теорий, широко используемых в общественных науках. Социальная мобильность и социальная стратификация, теория революции, социология села, социокультурная динамика, социология знания, интегрализм, исследования социальных кризисов и бедствий, конвергенция, теория созидательного альтруизма и амитология – вот лишь приблизительный перечень исследовательских интересов Питирима Сорокина. Кроме того, многие из этих направлений впервые были введены им в область научного анализа и впоследствии стали классическими.

При всех заслугах Сорокин остается противоречивой и контрастной фигурой в социологии. Взгляды П.А. Сорокина на предметное и методологическое поле общественных наук претерпевали довольно значительные изменения. Этому во многом способствовали масштабные исторические события первой половины XXвека, свидетелем и даже участником которых довелось стать мыслителю. Специфика Сорокина как ученого состояла в том, что в своих концепциях он переосмысливал и опредмечивал свой опыт участника событий и процессов, благодаря которому формировались, проверялись и корректировались его научные взгляды.

Теорией, возникшей из непосредственного опыта ученого, можно считать, например, теорию социальной стратификации и социальной мобильности. Эти понятия ввел в научный оборот П.А. Сорокин, и без них невозможно представить современную социологию. Деревенский бедняк, ставший ученым с мировым именем, на личном опыте познал, как работают «социальные лифты», как и посредством каких каналов социальной мобильности можно попасть из одной социальной страты в другую. Позднее познание социальных бедствий (войн, голода, революций) вдохновило его на поиски возможностей их преодоления. Для Сорокина социология была не только объясняющей наукой. Она должна была давать ответ на вопрос, куда должно стремиться общество в своем развитии, и что для этого нужно сделать.

В своих ранних социологических работах Сорокин опирался на бихевиористское понимание социального действия, где основой объяснения выступала схема «стимул–реакция». В этом ключе, например, написана его «Социология революции». Позднее Сорокин откажется от позитивизма и создаст свой фундаментальный труд «Социальная и культурная динамика», где изложит свое видение развития западного общества на основе анализа огромного статистического материала. Определив историю развития общества как циклическую между идеациональной, чувственной и идеальной системами, Сорокин поставит диагноз современному обществу: по его мнению, оно находится в состоянии глубочайшего кризиса. Изучению кризиса современной чувственной системы и способов выхода из него он посвятит свое дальнейшее творчество. За развитие этих идей его назовут утопистом, и социологическое сообщество весьма критично воспримет его работы. Но стоит отметить, что даже при таком положении дел многочисленные и авторитетные ученики и коллеги Сорокина в знак признания научных достижений своего наставника в 1963 г. проведут беспрецедентную кампанию по его избранию президентом Американской социологической ассоциации.

Сам Сорокин, предсказав наступление Второй мировой войны, в дальнейшем выступал за предотвращение новой мировой войны. Он также вел активную общественную деятельность. В годы Второй мировой войны, семья Сорокиных принимала активнейшее участие в работе благотворительного Фонда RussianWarRelief, целью которого было помочь воюющей России, безвозмездно обеспечив нужды ее населения в предметах первой необходимости, а также морально помочь героям ужасного бедствия. Тогда же Сорокин пишет о необходимости создания системы международных институтов, которые в будущем должны будут предупреждать развитие подобных глобальных конфликтов. Во время холодной войны П.А. Сорокин выступил с идеей конвергенции США и СССР, предполагавшей мирное сосуществование двух сверхдержав и их постепенное слияние в новом социокультурном строе. Свои работы он посылал в том числе и советским политикам и ученым в надежде на принятие его идей.

Основная тема позднего периода творчества ученого – альтруизм и безграничная позитивная сила любви. В 50–60-е годы в своих научных трудах в рамках работы Гарвардского центра по изучению созидательного альтруизма он стремился показать, что ни государственные институты, ни экономическое благополучие, ни уровень образования и прогресс не смогут стать панацеей от всех социальных бед и катастроф. И наряду с ними созидательную функцию в развитии общества выполняет энергия созидательного альтруизма. Возможно, моделью общества, где действуют идеалы добра и взаимопомощи, для Сорокина стала та деревенская глубинка России, из которой он вышел. К тому же благодаря бескорыстной помощи своих многочисленных друзей и коллег он пережил тяжелейшие годы своей жизни. Он также был свидетелем того, что только любовь и добро в условиях социальных кризисов способны вывести человечество на новый путь развития. Тем не менее, Сорокин не призывал к построению новой утопии – бесконфликтного во всём благополучного общества, построенного на принципах любви, он просто обращал внимание на необходимость понимания и развития альтруизма – одного из многих социальных феноменов.

Идеи многих пассажиров «философского парохода» еще ждут своего нового открытия. В творчестве Питирима Сорокина хранится множество ответов на социальные тайны современности, и сегодня мы можем актуализировать его обширное и многогранное идейное наследие, переосмыслить то влияние, которое он оказал на развитие русской, американской и мировой социологии.