- Details
- Category: БИОГРАФИЯ
Всё, что касается российского периода жизни П.А. Сорокина, как правило, вызывает живой интерес со стороны общественности. Еще более пристальное внимание уделяется фактам, связывающим П.А. Сорокина с его малой Родиной – Коми краем. На Родине Сорокина помнят и чтят, причем не только в научных и политических кругах. Образ «большого человека» («ыджыд морт» – на коми языке) глубоко укоренился в общественном сознании.
В качестве примера такой «народной памяти» очень показательным является традиционный плач по Питириму Сорокину, исполненный А.Н. Сокериной (1949 г.р.) на праздновании 125-летия со дня рождения социолога в его родной деревне Турья Княжпогостского района Республики Коми 4 февраля 2014 г. (См.: перевод А. Панюкова). Не лишним будет упомянуть и о «народном» характере сбора средств на памятник П.А. Сорокину в Сыктывкаре.
Связь мыслителя с Коми краем проявляется не только в том, что он здесь родился и вырос. Ведь будучи известным во всем мире ученым Сорокин часто признавал, что годы, прожитые в Коми, сильно повлияли на становление его характера и даже предопределили некоторые его научные интересы (См.: автобиографию «Долгий путь»).
В Коми жили родственники и друзья П.А. Сорокина, о которых он никогда не забывал. В качестве доказательства мы можем упомянуть об уникальном письме из Сыктывкара Сорокину, датированным 1963 г. (См: «Питирим Сорокин: избранная переписка», стр. 164). Существует и другой интерес Сорокина к Коми – интерес ученого к объекту исследований. Ранние работы Сорокина посвящены анализу быта, повседневных практик, верований и ценностей коми-зырян. Эта связь Сорокина с Коми навсегда закреплена в таких его этнографических работах и заметках как «Современные зыряне», «Программа по изучению зырянского края», «Пестрое кружево», «К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян», «Пережитки анимизма у зырян» и т.д. Но в современном мире куда больший интерес вызывает не текст, а визуальная репрезентация – эпоха и лица, зафиксированные на фотопленке. Поэтому обнаружение каких-либо фотоматериалов, относящихся к периоду сорокинских экспедиций в Коми – это не просто большая удача, но и маленькая сенсация.
Автором представленной ниже фото-находки стал этнограф из Республики Коми В.Э. Шарапов. На сайте Этнографического музея г. Будапешт в коллекции полевых фотографий известного венгерского исследователя Баратоши Балог (Barathosi Balogh Benedek) он обратил внимание на снимок под названием «Коми охотники», на котором на заднем плане изображен человек, очень похожий на П.А. Сорокина. В.Э. Шарапов выяснил, что эту фотографию Баратоши Балог сделал во время своих путешествий по Коми краю и Архангельской губернии в 1911 г. Его маршрут проходил через Усть-Сысольск, Вычегду, Удору, Канинскую тундру. Документальное подтверждение встречи П.А. Сорокина с венгерским исследователем В.Э. Шарапов нашел в дневниковых воспоминаниях Сорокина, которые были опубликованы в газете «Вологодский листок» в 1911 г. под названием «Пестрое кружево (дорожные заметки)». Насколько известно, маршрут путешествия П. Сорокина проходил пароходом по рекам Сухона и Вычегда из Вологды через Великий Устюг, Котлас и Сольвычегодск до Яренска; оттуда на лошадях: Римья, Жешарт, Гам (родные места Сорокина), Айкино, Важгорт. В заметках Сорокин описывает встречу с с венгерскими фольклористами и лингвистами, которые обратились к нему за помощью в переводе известной коми-песни «Шондыбаной, оломой». Эта встреча, как можно судить по записям Сорокина, подтолкнула его к размышлениям о судьбе коми языка и культуры.
И еще один интересный момент. Несмотря на невысокое качество снимка, младший сын П.А. Сорокина Сергей сразу опознал на фото своего отца. Таким образом, сегодня мы имеем фактически единственную фотографию П.А. Сорокина, сделанную в родном ему Коми крае.