- Details
- Category: ТЕОРИИ
C начала 2000х годов широкий международный резонанс в социологии получило новое направление в дисциплине общественной или публичной социологии (public sociology). Это направление связано с американским социологом Майклом Буравым, который предложил холистическую модель социологической дисциплины. Согласно этой модели социология представляет из себя взаимодействие четырех форм социологической практики: профессиональная социология в рамках академической науки, занимающаяся теоретическими и эмпирическими исследованиями, критическая социология, специализирующаяся на оценке самой дисциплины с позиций направления ее развития, морально-этических ориентиров, государственная (policy), со специализацией на формулировании и разработке методом для достижения определенных целей (задач), наконец, общественная социология, занимающаяся организацией диалога и коммуникации с различными общественными группами относительно понимания и разъяснения социологического знания. Именно последняя социологическая практика вызвала наиболее активное обсуждение, зачастую выводя общественную социологию за пределы холистической модели, в которой она и имеет смысл.
Дискуссии по поводу нового видения социологии и развитие практики общественной социологии выявили значимость сорокинского наследия и в этом аспекте. Во первых, сходство между холистической моделью Буравого и «интегральной социологией» Сорокина, во-вторых реализацию принципа соединения профессиональной и общественной социологии в работах и деятельности Сорокина.
Начало профессиональной социологии в России у истоков которой стоял Питирим Сорокин было непосредственно связано с образовательной практикой среди различных общественных групп. Социология вначале века в России привлекала внимание самых широких слоев населения. Отсутствие нынешней информационной среды приводило к тому, что лекции на социологические темы были такими же востребованными как театральные представления. Питирим Сорокин являлся регулярным участником публичных лекций в Вологде, собирая полные залы, зашита его докторской диссертации в Петрограде была публичным событием, собравшим большое количество самой разной публики. Позднее, в эмиграции в Праге и Берлине лекции на социологические темы были чрезвычайно популярны и сопровождались объявлениями в периодической печати. Продолжая образовательную традицию Сорокиным наряду с другими учеными обществоведами были записаны магнитные пленки с лекциями об альтруизме, кризисе модернизма (на основе Социальной и культурной динамики) и другие. Запись была сделана компанией World Campus в Калифорнии и распространялась через сеть книжным магазинов.
Сама исследовательская практика Питирима Сорокина сочетала в себе ориентацию на две разных аудитории – профессиональную социологическую аудиторию и непрофессиональную всех, кто интересовался вопросами социальной организации и функционирования общества. Во многом, широкое социологическое образование было противовесом религиозной пропаганде об устройстве общества и идеологическим партийным манифестам. Практически все крупные исследования Питирима Сорокина публиковались в двух формам, профессиональной и научно-популярной литературы. Его опыт и исследование революционной России вылились в научную монографию «Социология революции» и научно-популярную книгу «Современное состояние России», монументальное исследование социокультурным типов было опубликовано в виде 4-томной «Социальной и культурной динамики», требующей серьезной социологической подготовки для ее понимания и ставшей бестселлером «Кризис нашего времени». Этот ряд можно продолжить.
На нынешнем этапе, когда возрастает тенденция к переосмыслению развития социологии в 1960-1990е годы, усилия Сорокина по созданию интегральной социологии и его деятельность в области широкого социологического образования становятся вновь актуальными.
Литература
Burawoy, Michael. 2005. "For Public Sociology." American Sociological Review 70:4-28.
Handbook of Public Sociology, edited by Vincent Jeffries. Lanham, Maryland: Rowman and Littlefield Publishers, 2009
Lawrence T. 2006. "The Diversity of Sorokin's Integralism: Eastern, Western, Christian and Non-Christain Variants." Pp. 59-69 in Integralism, Altruism, and Reconstruction, edited by Elvira del Pozo Avino. Spain: University of Valencia.