Pitirim Sorokin Foundation's Russian Portal

 

Турья

Отец Питирима был странствующим ремесленником и занимался реставрацией церковной утвари, риз, икон и окладов. Иногда он собственноручно расписывал и красил храмы, а при необходимости плотничал и столярничал, подновляя культовые здания. Выучившись ремеслу у знаменитых мастеров Великого Устюга, он перебрался за 300 верст от родных мест в отдаленный уезд Вологодской губернии. В Яренске проживало к концу XIX века всего 22 ремесленника, так что Александр Прокопьевнч Сорокин мог не опасаться конкуренции. В каждом селе стояла церковь, зачастую и не одна, приходы были богаты и многолюдны. Однако отход Сорокина старшего на заработки в отдаленную местность нельзя объяснить только конкурентными мотивами. Север Руси издавна манил к себе переселенцев. Недавно возле села Турья археологи открыли словинское поселение XII—XIII веков. Городище, названное «Жигановским», своего рода факторию, основали выходцы из Новгорода, которые мирно уживались с угорскими племенами языческой культуры. Позднейшая христианизация поэтому протекала относительно спокойно, постепенно, естественным путем перемешивая и интегрируя культуры пришлого русского и постоянного зырянского населения. В результате места обитания зырян — бассейны рек Вычегда и Вымь — превратились в уникальный оазис двух культур, а Яренский уезд стал своеобразной «контактной зоной» для русских и нерусских жителей Севера.

Ритуальные образы, культовые камни, деревянные идолы сменились часовнями и церквями, однако и языческие корни не усохли, сохранившись в языке, обычаях, верованиях местного населения. Возник и до сих пор живет особый яренский диалект: здешние жители, свободно говорившие на языках русском и коми, не смогли отдать предпочтение одному из них и пользуются своеобразным синтезом, органично вплетая в "окающую" русскую речь слова и фонетические особенности коми языка. Вернемся, однако, к отцу Питирима Сорокина.

Начиная свои странствия в поисках заработка, он всхоре появился в селе Жешарт, примерно в 30 км от Яренска. Здесь А.П. Сорокин познакомился со своей будущей женой Пелагеей Васильевной. Вскоре после свадьбы (вероятно 1883 год) Сорокин заканчивает реставрационные работы в Жешарте, и молодые перебираются в село Гам, вверх по реке. В 1885 году у них родился первенец Василий. Тем не менее, Сорокины не возвратились в Жешарт, а продолжали свое путешествие по селам Яренского уезда, поднимаясь вверх по Вычегде и затем от устья к истокам реки Вымь (от зырянского «Емва» — чистая вода). Вот населенные пункты, последовательно пройденные за три года: Айкино, Коквицы, Усть-Вымь, Ляли, Жигановка. “Жиганы” — большие баржы. На таких посудинах везли в Турью хлеб, который обменивался на товары, составлявшие исконный промысел: меха, кость, рыбу и прочее. Княжпогост, Вотча, Онежье и, наконец, Турья. Здесь они остаются зимовать в доме учителя Турьинского земского училища Ивана Алексеевича Панова. Здесь же в конце января 1889 года родился и второй сын Питирим.

Волостной центр Турья в конце XIX века — довольно большое село с населением около тысячи человек, расположенное на крутом берегу Выми. Через него проходил знаменитый «Березовский тракт», торговый путь за Урал. Все лето шумела ярмарка, самая большая в районе. За турьинским приходом числились две церкви, каменная и деревянная. Имелись школа грамоты, церковноприходская школа, библиотека и земское училище. Тогдашняя Турья была схожа с типично русским средневековым городком, пережившим свою молодость и чудом сохранившимся в течение двух столетий. Она фактически превосходила по числу жителей уездный центр г. Яренск (около 900 человек населения) и уступала ему, пожалуй, лишь в количестве церквей — там их было пять. Впрочем, приход села Жешарт с деревнями был еще больше, и вообще в Яренском уезде насчитывалось немало относительно крупных сел.

Отца Питирима Сорокина можно с некоторой натяжкой отнести к сельской интеллигенции. Общественное мнение причисляло к ней учителей, медиков, лавочников, работников сельской администрации и земств, власть предержащую — урядников, приставов и старшин, ну и, конечно, священнослужителей. В меру образованный, культурный, с солидной богоугодной профессией Сорокин легко входил в круг общения сельской элиты. Кроме того, регулярная миграция в Коми край выходцев из Вологодской губернии, и особенно из Великого Устюга, что показывают фамилии местных жителей (Ярасовы, Минины, Ячменевы, Поповы, Пановы и другие), способствовала расселению на этой территории земляков Сорокина, а это, естественно, облегчало ему поиски работы и саму жизнь. Таким образом, нет ничего необычного в том, что крестным отцом Питирима стал земляк Сорокина — преподаватель земского училища И.А. Панов.

Весной по окончании работ в Турье семьи Сорокиных двинулась дальше. Скорее всего, почти весь маршрут они проделали на «вымке» — большой плоскодонке. Вверх по реке на таких лодках поднимались с помощью шестов, вниз же бурное течение само несло путешественников. Дорог «посуху» в тех местах практически не было, если не считать зимников, появлявшихся с первым снегом. В конце прошлого века, как впрочем и сейчас, единственным путем, надежно связывавшим села между собой и большим миром, являлась река. Недаром практически все селения расположены по берегам Вычегды, Выми и их притоков. Последние два пункта путешествия Сорокиных — села Кони и Весляна. Дальше за Чаюсом, каменным мешком между двумя порогами, обжитых человеком мест не было, и семья Питирима повернула обратно. Сплавляясь вниз по реке с остановками там, где вновь приспела работа, они к осени 1892 года добрались до Коквиц. В этом селе мать Сорокина родила третьего сына Прокопия (1893 год) и там же вскоре скончалась от рака в возрасте 34 лет (1894 год). С этого трагического и, по существу, первого сознательного воспоминания и начинается, кстати, автобиографическая книга П.А. Сорокина «Долгий путь».

 
PAS_scupluture_03.jpg
 
Loading ...