Pitirim Sorokin Foundation's Russian Portal

0980Ранний период в научном становлении Питирима Сорокина, как профессионального социолога условно можно определить от первых публикаций в начале 20го века и до 1920 года, когда вышла его работа Система социологии, представленная к публичной защите докторской диссертации по социологии.

Особенности этого периода состояли в том, что научный интерес в это время был тесно переплетен с его политической деятельностью. Участие в революционном движении, направленном на демократизацию российского полуфеодального общества определяли его интерес к основным институтам общественного устройства, мотивации человеческого поведения и связи теоретического наследия европейской общественной мысли с российскими реалиями для проведения общественным реформ.

Именно в этот складывается «сорокинская методология» социологического исследования, основанная на широком и детальном анализе работ предшественников и современников, с последующим выделением собственного подхода и неисследованной предметной области. Сорокин по прежнему считается одним из наиболее энциклопедичных социологов с широчайшим научным кругозором.

В ранний период закладывается «дневниковая» черта Питирима Сорокина, которая в американский период постепенно уходит, но дневниковые записи сыграли огромное значение для написания основным работ по социологии революции, в дальнейшем, для написания автобиография, которая одновременно стала и главным амитологическим исследованием Сорокина. (см. Кротов).

Наконец, в ранний период в многочисленных публикациях по актуальным общественно-политическим темам формируется «общественный», или образовательный характер сорокинской социологии. Любое крупное социологическое исследование Сорокин считал необходимым донести не только до профессиональной аудитории, но и до широких общественных слоев и государственных деятелей.

Ранний период заканчивается и формированием основных мировоззренческих позиций Сорокина, которые в дальнейшем стали неотъемлемой частью его социологии.

Первый рубеж в процессе формирования научных взглядов можно отнести периоду около 1910х годов, в период его учебы и работы в Психоневрологическом институте под влиянием ДеРоберти и Ковалевского, затем в университете под влиянием Петражицкого, а также Калистата Жакова, в этнографической экспедиции которого участвовал Сорокин.

В это время происходит преобразование Сорокина крестьянина и будущего священника в Сорокина – ученого, ставившего научное исследование выше церковного постулата. Манифестацией этого перехода стала его статья в 1912 году "Лев Толстой, как философ", где Толстой представлен создатель гармоничной и логической философской доктрины. Магистерская диссертация в области уголовного права, изданная в 1913 году как "Преступление и кара, подвиг и награда" стала еще одной работой, где прослеживаются мировоззренчесикие методологические позиции Сорокина.

Принято считать что данная работа, как и его Система социологии представляют синтез неопозитивизма и бихевиоризма.

Работы П.А. Сорокина

Преступление и кара, подвиг и награды: Социологические этюды общественных форм общественного поведения и морали. 1914, СпБ. Издательство Добыжева.

Л.Н.Толстой, как философ. 1915. Москва, издательство Посредник.

Система социологии в 2 томах. 1920. СпБ. Колос1914 О социологии. Преступление и кара, подвиг и награда.-СПб.-78с.

Другие источники 

статья Инны Пономаревой 

cover altLoveТеория или программа созидательного (креативного) альтруизма разрабатывалась Сорокиным в контексте его реформаторского видения социологии и ее места в формировании более прогрессивного мира человеческих отношений. С позиций Сорокина западная цивилизация с начала 20го века находились в стадии переходного периода от «чувственной» соцокультурной суперсистемы, связанной с ростом кризисных явлений во всех сторонах общества, характеризующимися высокой степенью социальной дезорганизации, превалирование социальных проблем, в особенности насилия в межгрупповых отношениях, моральном упадке, глубоким социально-экономическим неравенством между внутри и между нациями. Аналогичное деление истории на периоды критические и стабильные далеко не уникально. Уже Сен Симон выделял в истории критические и органические периоды. Огюст Конт, зафиксировал данное деление в законе трех стадий. В эпоху Сорокина, Шпенглер выдвинул идею заката западной цивилизации, хотя в отличие от первого стоял на позициях апокалиптического безысходного развития общества. После Второй мировой войны Карл Манхейм выдвигал схожие с Сорокиным оценки западного общества.

Как Конт, так и Сорокин видели выход из кризисного состояния в реализации социальной политики и механизмов, которые бы с одной стороны сдерживали эгоистические, а с другой формировали и поощряли альтруистические тенденции на уровне культуре и на личностном уровне. Само дихотомическое понятие «эгоизм-альтруизм» было введено Контом для анализа этих двух сосуществующих тенденций. С данных позиций «альтруистическое рассматривалось как про-социальное поведение для общего блага, в противоположность эгоистическому для личной выгоды поведению. Не отрицая личностной мотивации, даже для достижения общего блага, он все таки рассматривал про-социальное поведение выражением неэгоистического стремления «любви к другим». Второй тип поведения, мотивированный принести пользу другим он назвал альтруизмом.

Если Конт обозначил различия между альтруистическим и эгоистическим поведением, то Сорокин первый, кто сделал альтруизм предметом социологического исследования.

Для Сорокина приход к изучению альтруизма был закономерным итогом, соединившим в себе его многолетнее исследование природы социальных катаклизмов, реформаторского видения социологии, предложенного в виде интегральной социологии, наконец, состояние общества только что пережившего мировую войну и стоявшего на пороге возможно новой катастрофы. В 1949 году при финансовой поддержке известного филантропа Ели Лилли Питирим Сорокин создал Гарвардский центр по изучению созидательного альтруизма, который проводил исследования источников и влияния созидательного альтруизма.

Исследовательская новизна направления состояла в том, что впервые социология исследовала позитивные девиации, в отличие от традиционных негативных отклонений и проявлений общественной жизни. Эпистемологическая значимость заключалась в том, что социология от научного регистратора и интерпретатора общественных явлений становилась непосредственным участником формирования новой общественной модели. Кроме того, понятия альтруизма, любви и морали переставали быть атрибутами религии и теософии и включались в сферу их научного изучения. Наконец, обращение Сорокина к данной сфере, несмотря на оценку современности как всестороннего кризиса показывало его веру в созидательный потенциал человека. В работе 1950 года он привлек внимание к «позитивным типам личности» и «добрым соседям». На основе исследования около 500 американцев Сорокин дал их социальные характеристики и описал их мировоззренческие позиции. Результаты показали, что добрыми соседями являются обычные люди, поведение которых опосредуется родителями, образованием, жизненным опытом, а также принадлежностью к определенной группе. Именно такие люди, как отмечал Сорокин, составляют моральную основу любого общества. Развивая исследования созидательного альтруизма с позиций интегрализма, Сорокин определяет их прикладное направление, как амитологию. В «Формах и путях альтруистической любви и духовного роста» он определяет амитологию как, «прикладную науку или искусство развития дружеских отношений, взаимопомощи и любви в межличностных и межгрупповых отношениях». По мнению Сорокина, для достижения целей амитологии необходимо не только изучение феномена альтруизма, но и практика альтруистического поведения обычными людьми в повседневной социальной среде.

При жизни Сорокина его новаторство не было признано социологическим сообществом. Однако, стремительна глобализация и изменения в мировом сообществе, продемонстрировавшие неадекватность неолиберальной экономики, основанной на социологических моделях «рационального» эгоистического поведения, вызвали новый интерес к Сорокину. В 2011 году в рамках Американской социологической ассоциации создана секция Социологии альтруизма, морали и социальной солидарности, закрепившая идеи Сорокина в этой области.

Литература.

Comte, I. Auguste. [1851] 1875. System of Positive Philosophy (Vol. 1) London: Longmans, Green & Co.

Monroe, Kristen Renwick. 2001. "Morality and a Sense of Self: The Importance of Identity and Categorization for Moral Action." American Journal of Political Science, Vol. 45, No.3: 491 –507

Sorokin, Pitirim A. 1948. The Reconstruction of Humanity. Boston: Beacon Press.

Sorokin, Pitirim A. ed. 1950. Explorations in Altruistic Love and Behavior: A Symposium. Boston: Beacon Press.

Sorokin, Pitirim A. 1950. Altruistic Love: A Study of American "Good Neighbors" and Christian Saints. Boston: Beacon Press.

Sorokin, Pitirim A. ed. 1954. The Forms and Techniques of Altruistic Love and Spiritual Growth: A Symposium. Boston: Beacon Press

Weinstein, Jay and Elvira del Pozo. 2004 Altruism and the Prospects for a Common Humanity" In Samir Das Gupta, ed, The Changing Face of Globalization. New Delhi and London: Sage Publications.

Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования. 1991. № 8. С. 121-137. (pdf)

Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования. 1991. № 9. С. 144-159. (pdf)

Кротов П.П., Долгов А.Ю. От войны к миру: у истоков теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина. Вологда: Древности Севера, 2011. – 400 с. (Скачать)

Долгов А.Ю. Генезис теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина: Социально-исторический и методологический аспекты // Социологический ежегодник, 2012: Сб. науч. тр. Ред. и сост. Н.Е. Покровский, Д.В. Ефременко. М.: ИНИОН РАН, 2013. С. 267–279. (Скачать)

Долгов А.Ю. Питирим Сорокин о методах альтруизации личности, общества и культуры // Социальная солидарность и альтруизм: Социологическая традиция и современные междисциплинарные исследования: Сб. науч. тр. Отв. ред. Ефременко Д.В. М.: ИНИОН РАН, 2014. С. 205–221. (Скачать)

Долгов А.Ю. Историко-методологическая реконструкция теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина // Социологические исследования. М., 2014. № 9. С. 104-114. (Скачать)

Долгов А.Ю. Теория созидательного альтруизма Питирима Сорокина: генезис и методологические проблемы: Диисертация на соискание степени канд.социол.наук по специальности 22.00.01 - Теория, методология и история социологии.

Быков А.В. Понятие "альтруизм" в социологии: от классических концепций к практическому забвению // Вестик РУДН. Серия: Социология. 2015. № 1. С. 5-18.

 

sourcebook sorokinНаиболее активно аграрной тематикой Питирим Сорокин занимался в период с 1922 года по 1930. В Праге в качестве со-редактора Крестьянской России он опубликовал в журнале несколько статей и небольшую книгу «Идеология аграриаизма». Приезд Сорокина с Штаты в 1923 году также был связан с разработкой крестьянского вопроса. Хотя тематика крестьянства впоследствии не стала ведущей в научных исследованиях Сорокина, его работы в области аграрной социологии в Университете Миннесоты и Висконсина сыграли ключевое значение для развития этого направления в США. Учебник «Основы социологии города и села» (Principles of Rural-Urban Sociology) и трехтомное издание «Хрестоматии по социологии села» (A Sys­tematic Source Book in Rural Sociology ) стали первыми фундаментальными работами в области теории аграрной социологии и до сих пор сохраняют свое значение.

В разработке теории аграрной социологии принципиальное значение имело знакомство и сотрудничество Питирима Сорокина с социологом Университета Миннесоты Карлом Циммерманом, в соавторстве с которым были подготовлены эти работы.

Новым в области аграрной социологии США стало применение Сорокиным собственной теории социальной стратификации, социальной мобильности и социального пространства к определению особенностей фермерского класса США по отношению к городским классам. Помимо собственных, Сорокин ввел в методологический оборот аграрной социологии в США концепции европейских социологов, дихотомии Тениса, механическая и органические солидарности Дюркгейма, законы миграции Равенштайна и другие.

Кроме того, Сорокин впервые в истории аграрной социологии США вывел ее за пределы провинциальной замкнутой науки, предприняв сравнительный анализ европейского и американского аграрных классов, анализ фермерских классов по отношению к городским классам и что самое важное, введя в оборот  теоретической наследие европейской и мировой социологической науки. Как отмечает Лин Смит, до 1929 года, когда вышли Основы социологии города и села, мало кто среди аграрных социологов был знаком с работами Эмиля Дюркгейма, Фредерика Леплея, Фердинанда Тениса, Леопольда фон Визе, Ибн Халдуна, Ливи, Джеймса Фрезера, Вебера, Парето, и других, теории которых были рассмотрены в приложении к сравнительному анализу фермерства  Сорокиным. 

Из выводов Сорокина.

  1. Психосоциальный статус фермеров. Экономический и социо политический статус фермеров в корне отличается от городских классов. Их базовые интересы пересекаются как с управленческим и капиталистическим классами, так и классом рабочих. Поэтому всякие попытки создания политического альянса между рабочими и фермерами, или партии фермеров и рабочих, обречены на провал.
  2. Различия прямого и косвенного опыта. Классифицировав практики городского и сельского населения на «прямые», то есть опыт приобретаемый непосредственным личным контактом с феноменом и косвенные, опыт приобретаемый опосредованно, Сорокин спроецировал эту классификацию на крестьянский мир. В итоге обнаружилось, что фермерство базируется преимущественно на прямых практиках, тогда как жизнь горожанина преимущественно строится на косвенных практиках.  
    «В сфере косвенного опыта превосходство принадлежит горожанину, в сфере прямого опыта – фермеру. Горожанин познает феномен из косвенных источников, его кругозор широк, он рассуждает и может рассуждать на различные темы…Однако знание его поверхностно и фрагментарно. Мировоззрения фермера с позиции косвенного опыта узко, часто он не знает что происходит за пределами своего района…Но в сфере прямого фермер существенно  превосходит среднего «пролетария», имеющего очень узкий спектр прямого опыта».  Исходя из этого он делает вывод, что «фермерско-крестьянский мировоззренческий багаж является более устойчивым и менее подвержен флуктуациям, нежели многие взгляды и убеждения городского населения, часто основанные на неадекватном и избыточном косвенном опыте, неадекватность которая в свою очередь диктует необходимость частых перемен, для коррекции или замены взглядов, мнений, верований и убеждений». (22)
  3. Город – инноватор,  село – хранитель национальной культуры. В относительной гомогенности и замкнутости сельского населения в сравнении с демографической, социальной и культурной гетерогенностью города Сорокин видел факторы, определяющие тенденции к изменению и стабильности национальной культуры.
  4. Особенности сельской религиозной культуры и ее выражения. В отличие от традиционной до него методики подсчета количества членов церквей разных конфессий и численности воскресных школ, Сорокин определил пять основных направлений отличий городской и сельской религиозности. Первое, сохранение «аборигенных» форм религиозности по отношению к гетерогенных чертам городской религиозности, несущей черты всех мировых религий. Второе, в результате взаимодействия самых различных элементов городской религиозности возникают перемены, эти перемены распространяются в сельскую местность. Сельское население имеет тенденцию к сохранению традиционных типов и форм религиозного выражения. В случае распространения христианства на части Апенинского полуострова  крестьяне сохраняли традиционную религиозную культуру. Их имя «поганые» (paganpaganus) стало символом нехристианских верований. Третье, аграрное окружение придает сельской религиозности различные колориты, существенно отличающиеся от форм выражения религиозности в городах. Четвертое, сельские верования менее механистичны и материалистичны, в отличие от индустриального окружения городской религиозности.  Пятое, консерватизм, косность, и другие аналогичные характеристики являются отличительными чертами религиозных доктрин и поведения, тогда как отличительными чертами городской религиозности являются скептицизм, изобретательность и релятивизм.
  5. Природа сельского радикализма. Сельский радикализм основан на вопросах контроля и владения землей. Традиционное статус кво может легко взорваться и перерасти в насилие, если фермеры чувствуют угрозу потери земли и хозяйства.  Именно поэтому, несмотря на многочисленные попытки так и не удалось создать партию объединяющую рабочих и фермеров.               

Литература:

Pitirim Sorokin and Carle C. Zimmerman. Principles of rural-urban sociology.New York : H. Holt, [1929]

Pitirim A. Sorokin, Carle C. Zimmerman, and Charles J. Galpin, A Systematic Source Book in Rural Sociology. Volume 1. Lightning Source Inc, 2007.

T. Lynn Smith. Sorokin's Rural-Urban Principles. In: Pitirim Sorokin in Review. Edited by Philip J. Allen. Duke University Press, Durham, 1963. pp.188-205.

crises our ageC начала 2000х годов широкий международный резонанс в социологии получило новое направление в дисциплине общественной или публичной социологии (public sociology). Это направление связано с американским социологом Майклом Буравым, который предложил холистическую модель социологической дисциплины. Согласно этой модели социология представляет из себя взаимодействие четырех форм социологической практики: профессиональная социология в рамках академической науки, занимающаяся теоретическими и эмпирическими исследованиями, критическая социология, специализирующаяся на оценке самой дисциплины с позиций направления ее развития, морально-этических ориентиров, государственная (policy), со специализацией на формулировании и разработке методом для достижения определенных целей (задач), наконец, общественная социология, занимающаяся организацией диалога и коммуникации с различными общественными группами относительно понимания и разъяснения социологического знания. Именно последняя социологическая практика вызвала наиболее активное обсуждение, зачастую выводя общественную социологию за пределы холистической модели, в которой она и имеет смысл.

Дискуссии по поводу нового видения социологии и развитие практики общественной социологии выявили значимость сорокинского наследия и в этом аспекте. Во первых, сходство между холистической моделью Буравого и «интегральной социологией» Сорокина, во-вторых реализацию принципа соединения профессиональной и общественной социологии в работах и деятельности Сорокина.

Начало профессиональной социологии в России у истоков которой стоял Питирим Сорокин было непосредственно связано с образовательной практикой среди различных общественных групп. Социология вначале века в России привлекала внимание самых широких слоев населения. Отсутствие нынешней информационной среды приводило к тому, что лекции на социологические темы были такими же востребованными как театральные представления. Питирим Сорокин являлся регулярным участником публичных лекций в Вологде, собирая полные залы, зашита его докторской диссертации в Петрограде была публичным событием, собравшим большое количество самой разной публики. Позднее, в эмиграции в Праге и Берлине лекции на социологические темы были чрезвычайно популярны и сопровождались объявлениями в периодической печати. Продолжая образовательную традицию Сорокиным наряду с другими учеными обществоведами были записаны магнитные пленки с лекциями об альтруизме, кризисе модернизма (на основе Социальной и культурной динамики) и другие. Запись была сделана компанией World Campus в Калифорнии и распространялась через сеть книжным магазинов.

Сама исследовательская практика Питирима Сорокина сочетала в себе ориентацию на две разных аудитории – профессиональную социологическую аудиторию и непрофессиональную всех, кто интересовался вопросами социальной организации и функционирования общества. Во многом, широкое социологическое образование было противовесом религиозной пропаганде об устройстве общества и идеологическим партийным манифестам. Практически все крупные исследования Питирима Сорокина публиковались в двух формам, профессиональной и научно-популярной литературы. Его опыт и исследование революционной России вылились в научную монографию «Социология революции» и научно-популярную книгу «Современное состояние России», монументальное исследование социокультурным типов было опубликовано в виде 4-томной «Социальной и культурной динамики», требующей серьезной социологической подготовки для ее понимания и ставшей бестселлером «Кризис нашего времени». Этот ряд можно продолжить.

На нынешнем этапе, когда возрастает тенденция к переосмыслению развития социологии в 1960-1990е годы, усилия Сорокина по созданию интегральной социологии и его деятельность в области широкого социологического образования становятся вновь актуальными.

Литература

Burawoy, Michael. 2005. "For Public Sociology." American Sociological Review 70:4-28. 

Handbook of Public Sociology, edited by Vincent Jeffries. Lanham, Maryland: Rowman and Littlefield Publishers, 2009

Lawrence T. 2006. "The Diversity of Sorokin's Integralism: Eastern, Western, Christian and Non-Christain Variants." Pp. 59-69 in Integralism, Altruism, and Reconstruction, edited by Elvira del Pozo Avino. Spain: University of Valencia.

cover dynamicsVol2Теория существования суперсистем культуры П. Сорокина - одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Она изложена в четырехтомном труде "Социокультурная динамика" (1937-1941).

Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является "основой и фундаментом всякой культуры" (Сорокин П.А..Социокультурная динамика / /Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.С. 429).

Исходя из двойственной психобиологической природы человека - существа чувствующего и мыслящего, Сорокин выделял три типа культуры:

а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает "истина чувств" и истина наслаждения;

б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. "истина веры" и истина самоотречения;

в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению Сорокина, "человеческими умами будет руководить истина разума".

В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная - реальна, адекватна восприятию наших органов чувств.

Сорокин подчеркивает, что в "чистом виде" в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры Сорокин наполняет фактическим содержанием, выделяя основные ее составляющие - искусство, истину, мораль, право - и давая им характеристики.

Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она основана "на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности" (там же. С. 430). Ее черты отчетливо проявляются в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII-VI вв. до н.э.), Древней Греции (IX-VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V-XII вв. Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями - сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события. "Это не искусство одного профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой" (там же. с. 436). Стиль этой художественной культуры символичен и во многом формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается: в архитектуре церковных зданий, которые выполнены в романском стиле и в ранней готике; в богослужебных музыкальных песнопениях, хоралах, мессах, реквиемах; в религиозных литературных молитвах, гимнах, проповедях, житиях святых.

Высшей идеациональной истиной у Сорокина является "истина веры". "Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях" (там же. С. 463). Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным .Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми своих обязанностей между Богом и обществом. Идеациональное право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Ересь и вероотступничество, подрывающие религиозные устои, карались с особой жестокостью, часто публично. Нормы, законы и формы его применения в идеациональной культуре абсолютны и жестки. Юридическое сознание данного общества "свободно от всяких сомнений, не допускает критики и обсуждения" (там же. С. 49).

Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. этот тип культуры становится доминирующим в Западной Евроие, включая и XX столетие.

Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства - доставить удовольствие реципиенту (т. е. зрителю, слушателю, читателю), снискать у него успех, признание и славу. Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателями этого искусства являются профессиональные художники. Однако "рядом с этими великолепными достижениями, - подчеркивает Сорокин, - наше чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада...", которые "и обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки" (там же. с. 450). По мысли Сорокина, искусство становится "музеем социальной патологии". И все же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорее всего идеационального, искусства.

Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V-IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII-XIV вв.). Для главных составляющих идеалистической культуры - искусства, истины, морали, права - действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.

С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, П.А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная.

П.А. Сорокин, как и его предшественники О. Шпенглер и А. Тойнби, утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя внутренняя динамика жизни, охватывающая длительные исторические фазы: генезиса (происхождения) - роста - созревания - увядания - упадка и, наконец, распада. В то же время философ был убежден в том, что так называемая "смерть" культуры не имеет тотального и необратимого характера. Более того, эта "мнимая смертная агония была не чем иным. как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил" (там же. с. 433).

Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями. Подробно анализируя историю европейской культуры, в том числе и статистическими методами, П. Сорокин относил к периодам расцвета "чувственной" культуры греко-римскую цивилизацию III-IV вв. н.э., т.е. периода ее разложения и упадка, и западную культуру последних пяти веков, с эпохи Возрождения до нашего времени. К идеациональному типу культуры, помимо хорошо знакомого Сорокину русского типа, он относил раннесредневековую культуру христианского Запада (с VI по XIII век), а к идеалистическому - великую культуру эпохи Возрождения. Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, т.е. веры в Бога, и устремленной к чувственному наслаждению и потребительству, П. Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовным ценностям, что довольно четко ощущается многими людьми в сегодняшнем "расколдованном" мире. Сорокин видел выход из нынешнего кризиса в неизбежном восстановлении "идеациональной" культуры с ее абсолютными религиозными идеалами. Свое главное пророчество в отношении будущего человечества П. Сорокин сформулировал так: "Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различаем расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - людей будущего".

Литература

Сорокин П. А.Социокультурная динамика. Москва: Директ-Медиа, 2007. - 344 с.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.С. 429).

"...Питирим Александрович Сорокин – гигант социологической мысли XX века..."

- Роберт Мертон

Loading ...